Педиатрия, здоровье детей
Чему не учат в школе

Чему не учат в школе

 

Что понадобится сегодняшним школьникам для жизни и работы? Что впоследствии украсит резюме? Где этому можно научиться, пока есть время? На все эти вопросы должны найти ответ родители.

 

Нужные для жизни и работы умения и навыки сейчас принято называть ключевыми компетенциями. В российской педагогике вопрос о них поднимался не раз и неизменно вызывал бурю негодования: что же вы хотите - вместо фундаментальных знаний давать детям поверхностные практические навыки? Поэтому отработка этих навыков остается делом отдельных энтузиастов, а в системе образования по-прежнему наблюдается перекос в сторону теории. Из года в год проводимые Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) международные исследования "Программа международной оценки учащихся" (PISA) показывают, что российские школьники отстают от зарубежных сверстников в тридцати с лишним развитых странах именно в том, что касается практического применения знаний, поиска информации и ее интерпретации. Разрыв между научным знанием и его применением у нас огромен. Школьники изучают элементы высшей математики и пишут литературоведческие сочинения, но не могут выступить с короткой речью, написать отчет о проделанной работе или подсчитать, сколько будет 20% от тысячи плюс еще 20% от остатка.

 

Системные упущения

В Великобритании несколько лет назад представители вузов и работодателей заговорили о подобных пробелах в образовании. Частные учебные заведения, пытаясь справиться с проблемой самостоятельно и дать школьникам конкурентное преимущество, стали вводить курсы, посвященные ключевым компетенциям. С 2001 года они повсеместно являются частью обязательной школьной программы. Британцы выделяют всего шесть ключевых компетенций: три основные, три дополнительные. К числу основных относятся: коммуникативные навыки (умение понимать и передавать другому необходимую информацию при переписке и личном общении, навыки написания эссе, составления документов, интервьюирования и т.п.), умение работать с цифровой информацией (основы статистики, работа с таблицами, графиками, диаграммами, масштабами, осями координат), навыки использования информационных технологий (самые популярные программы, редакторы, Интернет и т.п.). Дополнительные умения - это способность решать проблемы и владение основами изобретательства; самообучение (способность ставить цели и искать способы их достижения) и приобретение необходимых для этого навыков и, наконец, умение работать в команде.

 

Опрошенные нами школьные и вузовские преподаватели и представители различных профессий, имеющие дело со студентами и стажерами, подтверждают: общие проблемы в подготовке действительно существуют. Первую - недостаточное знание иностранного языка - мы трогать не будем, это отдельная тема. Данные, касающиеся всего остального, мы свели в общий список того, чего решительно не хватает нашим детям (в порядке убывания их значимости). Сразу заметим: поскольку речь идет о системных упущениях, все это актуально не только для школьников и студентов младших курсов, но и для выпускников вузов, и для уже работающих специалистов разного профиля.

 

Что нам нужно

Навыки самопрезентации. Их отсутствие отмечают все респонденты без исключения. Некоторые из них называют эти навыки жизненно важными: уверенность в себе, умение рассказывать о себе и своей работе, подавать себя.

Способность выступать перед аудиторией, формулировать мысль коротко и ясно, спорить корректно, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Критическое мышление и владение логикой.

Умение работать с текстами и устной информацией: понимать, выделять главное, конспектировать, реферировать, обобщать.

Умение работать с цифровой и графической информацией. Навыки самоорганизации, дисциплины, тайм-менеджмента. Грамотность.

Владение компьютером на уровне уверенного пользователя. Вместе с тем, наши эксперты отмечают, что студенты в целом умеют пользоваться компьютером, хотя информатика в школах остается маргинальной дисциплиной.

Среди облегчающих учебу и работу, но не жизненно важных навыков называют также умение быстро читать, владение стенографией (помогает конспектировать вузовские лекции) и методом слепой печати.

 

В большинстве школ и вузов этому действительно не учат, но многочисленные курсы и тренинговые компании спешат восполнить пробел. Часть знаний, умений и навыков молодежь получает благодаря обстоятельствам, над недостающим можно работать самостоятельно - с помощью родителей, самоучителей, компьютерных программ и тренажеров. Чему-то научат на межшкольном учебном комбинате (например, компьютерной грамотности, машинописи и делопроизводству). А что-то вообще может не пригодиться (скажем, стенография в полном объеме).

 

Главное - ответить на вопросы: что я могу, чего хочу, что мне для этого нужно и чего не хватает? Мы далеко не всегда адекватно оцениваем себя и своих детей: если проблемы с самоорганизацией, как правило, заметны (стоит посмотреть, как ребенок собирается в школу и что делается у него в комнате), то слабая логика и неумение обобщать информацию не так бросаются в глаза. Системный анализ сильных и слабых сторон дает профессиональное профориентационное тестирование. Оно же помогает выяснить, над чем именно надо работать конкретному человеку, готовясь к определенной карьере. Тестирование можно пройти на многих сайтах в Интернете (результат не гарантирован) или у психологов. В Москве профориентацию проводят, например, Центр тестирования МГУ "Гуманитарные технологии", Молодежный кадровый центр "РосНОУ" и др., в Петербурге - Центр профессионально-личностного консультирования факультета психологии СПбГУ и др.

 

Очистка сознания?

Рынок дополнительного образования изобилует неприятными сюрпризами - от непрофессионализма до шарлатанства и сект. Выбирая курсы для себя и тем более для собственного ребенка, помните, что совершенствовать с посторонней помощью вы собираетесь технические, профессиональные навыки, а не душу и убеждения. Однако в нагрузку к тайм-менеджменту и выработке лидерских качеств вы рискуете получить полный ассортимент оккультных практик: "гармонизацию и очищение сознания", обучение медитации, "корректировку судьбы", "повышение энергопотенциала". Многие тренинги организованы сайентологами или используют те же разработки, что и церковь сайентологии. У ряда тренингов много общего с сетевым маркетингом: стремление втянуть как можно больше народа, многоступенчатое построение курса, где на каждой ступени за отдельную плату посвященному открывают тайны личностного роста, дают обещание изменить вашу жизнь под восторженные отзывы тех, кто свою уже изменил. Берегитесь горящих глаз и приклеенных улыбок, дешевых метафор, описаний перенесенных потрясений ("я впервые понял, зачем я живу") и обещаний сделать вас мудрым в конце пути. С подростковой расхлябанностью и неуверенностью в себе справиться легче, чем с осознанием собственного мессианства и другими последствиями вмешательства в неокрепшую психику.

 

Читаем и конспектируем

Всякому очевидно: чтобы читать быстро, надо читать много и регулярно. Если вы недовольны результатом обучения, специалист всегда может ответить: курсов недостаточно, надо все время работать самостоятельно, дома вы мало трудились. Поэтому, прежде чем заплатить за курс, попросите специалиста рассказать о программе. Если он будет красиво говорить не столько о методике, сколько об абстрактных категориях - бегите прочь.

 

Екатерина Сарычева, специалист московской Школы рационального чтения (руководитель Марат Зиганов), поясняет: человек умеет читать слова одно за другим, а на курсах его учат разом охватывать взглядом целый фрагмент. Большинство слушателей смогут научиться "схватить" только словосочетание, а "одолеть" абзац способны примерно 5% слушателей - они и добиваются отличных результатов. Чтобы человек стал читать блоками, в ШРЧ его учат пользоваться боковым зрением. Фактически вы учитесь на ходу выбирать из текста суть. Художественную литературу так читать нельзя, а статьи и монографии к экзамену - вполне можно.

 

Скорость повышается и за счет того, что ученика учат избегать проговаривания про себя и возвращения к прочитанному. Достигается это довольно простыми приемами. Для выработки навыков резюмирования и конспектирования тоже годятся несложные приемы. Надо научиться находить в тексте главные мысли и прослеживать связь между ними. При хорошем резюмировании от текста остается лишь смысловой пунктир - но вы сможете заново связать все пункты и воспроизвести текст в общих чертах.

 

Кстати, в Школе рационального чтения есть дополнительные курсы для детей и подростков, на которых учат "качественно усваивать учебный материал, запоминать необходимую информацию, понимать логику школьных предметов, видеть структуру учебных текстов, быть внимательным на уроках, логически мыслить и рассуждать". А вот в Центре быстрого чтения (Школа Олега Андреева) помимо скорочтения преподают "ауровидение", повышают духовность, предлагают "анализ всех мировых религий", "развитие интуиции и биоэнергетического потенциала" и т.п. Включаем критические способности?

 

Думаем и пишем

Неумение связать два слова, ошибки в речи и на письме, слова-паразиты не только мешают сдавать экзамены, но и создают имидж невежды. Ликвидировать безграмотность в кратчайшие сроки тоже предлагает множество курсов. При выборе особенную осторожность следует проявлять, слыша об "уникальных" и "единственных в своем роде методиках", смысла которых вам не объясняют. Берегитесь и звучных фраз о занесении в разнообразные книги рекордов. Чем меньше чудес - тем лучше. Скажем, курсы "Родная речь" спокойно рассказывают о программах разных ступеней: на одной - безударные гласные в корне, на другой - причастные и деепричастные обороты... Так же подробно изложена программа в школе "Репетитор" (известный метод "врожденной грамотности"). Научное обоснование, правда, звучит загадочно: "Учащиеся сначала воспринимают материал на понятийном уровне, что позволяет в дальнейшем достаточно быстро сформировать необходимые прочные визуальные моторные навыки". Школа рационального чтения просто и понятно обязуется научить правильно писать (курс "Грамматик") и говорить (курс "Культура речи"). А вот "Ликвидатор безграмотности" Татьяны Зотовой безо всяких методологических разъяснений обещает "научить любого (от 5 до 20 лет) ребенка грамотному письму и безакцентной речи, подготовить в вуз за срок от десяти дней до трех месяцев - если ребенок из дальнего зарубежья, избавить от школьных комплексов, психологических, логопедических, дефектологических и педагогических проблем, решить проблему социальной дезадаптации, избавить ребенка от психосоматических заболеваний без медикаментозной поддержки". Как - остается догадываться.

 

Многие курсы русского языка дают возможность дополнить занятия актерским мастерством, чтением вслух и т.п. Большинству российских школьников, скованных и не умеющих говорить перед аудиторией, это не повредит. Но волшебного избавления от ошибок лучше не ожидать: русским языком, как и иностранным, надо заниматься систематически, а не наскоком.

 

Не ищем счастья

Тренингов общения тоже немало. Сразу отметаем те, что включают в программу "поиски истины и счастья", внимательно изучаем сайты и программы: покопавшись, в них можно найти валеологию, рэйки, буддизм, дианетику и т.п. Уж лучше выбрать незамысловатое "умение постоять за себя и договариваться с другими, навыки сопротивления негативным влияниям сверстников, совладание с эмоциями, управление стрессом и состоянием тревоги" ("Репетитор"), "выходы из конфликтных ситуаций, поведение в затруднительных ситуациях, понимание и уважение к собеседнику, выражение личного мнения, уверенность в себе" ("Гуманитарные технологии") и т.п. В консалтинговом центре "Бизнес-интеллект" обещают развить коммуникативные навыки, снять зажимы и барьеры, мешающие свободно взаимодействовать друг с другом, а также научить использованию интуиции, фантазии и творческого потенциала. В ШРЧ расскажут, "какие существуют приемы, позволяющие нам создать свой положительный образ в глазах окружающих, выглядеть человеком привлекательным, интеллектуально развитым и эрудированным".

 

И все остальное

Слепой десятипальцевый метод печати нужен не только для скорости, но и для того, чтобы пальцы рук не совершали лишних движений, приводящих к боли в суставах. В Интернете и на CD cуществует около десятка различных тренажеров. Выбирайте сами, что вам подходит: убегать от чудовища в Babytype или смеяться над анекдотами от "Соло на клавиатуре". В любом случае, чтобы развить скорость, рекомендуется следовать двум главным принципам: не подглядывать и соблюдать ритмичность печатания. Заниматься желательно часто, пусть даже понемногу, и лучше под музыку (для ритма). Для достижения результата нужно не менее 250 часов. Скорости 120-150 знаков в минуту вполне достаточно для авторской работы с текстом, а если в планах стоит карьера секретаря-машинистки, то придется тренироваться до 180 знаков - и лучше поучиться на курсах.

 

Компьютерных курсов довольно много - в районных домах и дворцах детского творчества, в клубах и т.д. Существуют они и при элитных московских вузах - в Физтех-колледже, при МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Баумана. На курсах факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ школьникам сначала предлагается базовый курс, затем на его основе можно заниматься веб-дизайном, анимацией, компьютерной графикой, программированием, издательскими технологиями и версткой. Примерно тому же учат и в Физтех-колледже. А в УЦ "Специалист" в МГТУ им. Баумана есть еще построенные по модели УПК курсы секретарей, бухгалтеров, программистов и операторов электронного офиса. Летом МГУ и МГТУ приглашают школьников на интенсивные недельные курсы по разным программам.

 

Ораторскому искусству учат, например, на курсах "Оратор" и в КЦ "Бизнес-интеллект". Программы тренировки памяти и внимания, подготовки к экзаменам есть в ШРЧ и "Гуманитарных технологиях". Курс формальной логики - в "Родной речи". В общем, почти все, чему не учат в школе, преподают после уроков. Осталось только добавить: не стесняйтесь спросить лицензию (и сравните то, что преподается, с тем, что в ней написано), а также выясните, каково образование преподавателей и какие у них есть научные публикации.

 

Источник: 7ya.ru


просмотров: 878
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Fisher-Price 4-in-1 Smart Connect Cradle 'n Swing New

$21.55
End Date: Wednesday Sep-12-2018 19:27:08 PDT
Buy It Now for only: $21.55
|
Baby Playpen Kids 8 Panel Safety Play Center Yard Home Indoor Outdoor New Pen

$104.39
End Date: Wednesday Aug-29-2018 5:40:48 PDT
Buy It Now for only: $104.39
|
Baby Walker Foldable & Adjustable Activity Walker Toddler Learning Walker

$21.55
End Date: Wednesday Sep-12-2018 19:29:23 PDT
Buy It Now for only: $21.55
|
Baby Playpen 8 Panel Foldable Wooden Frame Kids Play Center Yard Indoor

$20.00
End Date: Thursday Sep-13-2018 14:15:15 PDT
Buy It Now for only: $20.00
|
Детский Kid Студенческие электронные наручные часы Калькулятор Часы

$1.08
End Date: Aug-29 00:52
Buy It Now for only: US $1.08
Buy it now |
Детский рюкзак Pola Д1404 15 Голубой

$64.09
End Date: Sep-03 05:34
Buy It Now for only: US $64.09
Buy it now |
Детский рюкзачок СУПЕРМЕН

$19.15
End Date: Sep-05 04:14
Buy It Now for only: US $19.15
Buy it now |
Детский рюкзак Pola Д1406 15 Зеленый

$66.01
End Date: Sep-03 05:34
Buy It Now for only: US $66.01
Buy it now |
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Педиатрия
 
Под редакцией Е. В. Уваровой Стандартные принципы обследования и лечения детей и подростков с гинекологическими заболеваниям и нарушениями полового развития
Стандартные принципы обследования и лечения детей и подростков с гинекологическими заболеваниям и нарушениями полового развития
В книге в схемах, таблицах и рисунках представлены стандартные объемы амбулаторного обследования и предоперационной подготовки, а также стандартные и альтернативные схемы лечения и динамического наблюдения девочек от 0 до 18 (20 лет) с нарушениями полового развития и наиболее часто встречаемыми гинекологическими заболеваниями. Даны ссылки на документы, регламентирующие работу специалистов в амбулаторных и стационарных условиях.

Пособие предназначено для врачей, работающих в системе специализированной гинекологической помощи детям до 18 лет. Материалы могут быть использованы при проведении циклов последипломной подготовки врачей - акушеров-гинекологов, оказывающих специализированную помощь девочкам....

Цена:
274 руб

В. Б. Полякова Атлас электроэнцефалограмм детей с различной патологией головного мозга
Атлас электроэнцефалограмм детей с различной патологией головного мозга
Атлас составлен на основании анализа клинико-неврологического и ЭЭГ-обследования более 2200 детей в возрасте от 1 месяца до 15 лет, страдающих различной патологией головного мозга: последствиями родовой травмы, врожденной гидроцефалией, опухолями, сосудистыми и травматическими поражениями головного мозга, перинатальной энцефалопатией и др. При анализе ЭЭГ дается оценка степени выраженности диффузных и локальных изменений, а также уровня и степени вовлечения в патологический процесс стволовых структур мозга с учетом возрастных особенностей функционального развития ЦНС.

Атлас рассчитан на врачей-неврологов, нейрохирургов, специалистов по электроэнцефалографии и научных работников, занимающихся патологией головного мозга у детей....

Цена:
859 руб

 Антимикробная терапия у детей по Нельсону Nelson's Pediatric Antimicrobial Therapy
Антимикробная терапия у детей по Нельсону
Антимикробная терапия у детей по Нельсону...

Цена:
619 руб

Справочник педиатра по клинической фармакологии
Справочник педиатра по клинической фармакологии
В книге представлены общие принципы фармакотерапии у детей, механизм действия, фармакодинамика, фармакокинетика и показания к применению лекарственных средств, что позволяет правильно выбрать препарат и индивидуально скорректировать терапию, а также контролировать ее эффективность. Описаны нежелательные эффекты, возникающие при введении лекарств, их синергистическое и антагонистическое действие, формы выпуска и пути введения. Материал излагается по синдромному принципу.
Для педиатров, фармакологов....

Цена:
197 руб

Детские болезни
Детские болезни
Третье издание (предыдущие выпущены в 1979, 1985 гг.) отражает современный уровень знаний о наиболее часто встречающихся заболеваниях у детей. Сведения по основным разделам педиатрии приведены в определенной последовательности: определение заболевания, его этиология, патогенез, клиническая картина, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и диспансерное наблюдение после выписки из стационара. Отдельные главы посвящены психологии больного ребенка, СПИДу у детей. Все разделы учебника по сравнению с предыдущими изданиями переработаны и дополнены.

Учебник соответствует программе по детским болезням, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации в 1990 г., и предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов....

Цена:
839 руб

Ю. Е. Вельтищев, В. Е. Шаробаро Боль у детей
Боль у детей
В монографии представлены патофизиология боли и болевого синдрома, основные их причины, клинические проявления в зависимости от возраста, классификация болей. Описаны болевые синдромы при заболеваниях крови (гемофилия, лейкоз), нарушениях метаболизма. Приведены показания к назначению наркотических и ненаркотических средств при острых и хронических болевых синдромах, определены правильный выбор и сроки терапии отдельными препаратами. Изложена тактика лечения и обоснован единый подход к лечению острых и хронических болей, предусматривающий дифференцированное назначение анальгетиков в зависимости от интенсивности синдрома.

Для педиатров, врачей общей практики, "скорой помощи", неонатологов, инфекционистов....

Цена:
819 руб

 Избранные разделы детской клинической офтальмологии
Избранные разделы детской клинической офтальмологии
Издание предназначено для офтальмологов, аспирантов, клинических ординаторов, врачей-интернов и семейных врачей....

Цена:
2239 руб

Основы медицинских знаний
Основы медицинских знаний
В пособии раскрываются вопросы физиологии, педиатрии, гигиены детей раннего и дошкольного возраста, даются сведения о мерах предупреждения заболеваний детей. Особое внимание уделено вопросам правильной организации оздоровительной работы в яслях-садах, с тем, чтобы предупредить отклонения в развитии и состоянии здоровья ребенка....

Цена:
699 руб

Руководство по педиатрии (комплект из 10 книг)
Руководство по педиатрии (комплект из 10 книг)
Государственное издательство медицинской литературы приступило к изданию руководства по педиатрии в 10 томах, стремясь удовлетворить давно назревшую потребность в систематическом и наиболее полном изложении современного состояния отечественной и зарубежной педиатрии.
Многотомное руководство по педиатрии является коллективным трудом, в котором принимают участие многие из ведущих отечественных педиатров. Руководство предназначается для врачей-педиатров, преподавателей кафедр детских болезней медицинских институтов и работников научно-исследовательских учреждений. Основными разделами руководства являются: анатомо-физиологические особенности детского возраста, диететика здорового и больного ребенка, воспитание детей, фармакотерапия, заболевания органов пищеварения, гиповитаминозы, гельминтозы, болезни периода новорожденных, недоношенные дети, заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы у детей, болезни кожи, почек и мочевыводящих путей, болезни крови и органов кровообращения, эндокринные заболевания у детей, важнейшие заболевания нервной системы, психические заболевания у детей, инфекционные заболевания детского возраста (острые и хронические), хирургия детского возраста, костно-суставной туберкулез у детей, история отечественной педиатрии и организация детского здравоохранения в СССР....

Цена:
6990 руб

Ю. И. Барашнев, В. А. Бахарев Эмбриофетопатии. Диагностика и профилактика аномалий центральной нервной системы и скелета
Эмбриофетопатии. Диагностика и профилактика аномалий центральной нервной системы и скелета
Врожденные пороки развития представляют собой актуальную медико-социальную проблему. Это объясняется тем, что они в значительной мере определяют перинатальную смертность, заболеваемость и смертность новорожденных и детей старших возрастных групп, а также инвалидность с детства.
Основное внимание читателя обращается на врожденные аномалии ЦНС и скелета, которые в популяции встречаются особенно часто и приводят к тяжелым исходам. Большое внимание в книге уделено используемой в практике терминологии и понятиям, классификации симптомов и синдромов, их клиническому описанию. Подчеркивается роль медико-генетического консультирования, возможностей пренатальной диагностики и репродуктивных технологий.
В заключительной части обсуждаются дискуссионные проблемы перинатальной медицины. Все главы книги богато иллюстрированы, каждый раздел завершается списком литературы.

Книга рассчитана на широкий круг читателей: акушеров, генетиков, невропатологов, неонатологов, педиатров и других специалистов....

Цена:
1990 руб

2013 Copyright © DetiDoc.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика