Педиатрия, здоровье детей. Детские болезни. Физиология ребенка.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

 

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов в организме и непрерывная адаптация его к функциям внешней среды.

 

Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему. Нервная система закладывается уже на первых этапах развития эмбриона (2-3-я неделя), в течение внутриутробного периода происходит ее интенсивный рост и развитие.

 

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее развитие и дифференцировка происходят под воздействием внешней среды до 20-25-летнего возраста.

 

Оценка нервно-психического развития происходит в соответствии с разработанными стандартами развития. На первом году жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году – 1 раз в квартал, на третьем – 1 раз в полугодие.

 

Психомоторное развитие – это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

 

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

 

1) соматовегетативный, или первые два года жизни;

 

2) психомоторный, или 3-6-й годы жизни;

 

3) этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7-10-й годы жизни;

 

4) аффективно-идеаторный этап – 11–12 лет.

 

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возрастных кризисов в 2–4 года, 7–8 лет, в период полового созревания (см. табл. 3–8).

Таблица 3Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (Н. М. Келованов, С. М. Кривина, Э. Л. Фрухт, 1985 г.)Продолжение табл. 3Продолжение табл. 3Продолжение табл. 3Окончание табл. 3Таблица 4Показатели нервно-психического развития второго года жизни (М. Н. Аскарина, К. П. Печора, 1978 г.)Окончание табл. 4Таблица 5Показатели нервно-психического развития третьего года жизниТаблица 6Показатели нервно-психического развития четвертого года жизниТаблица 7Показатели нервно-психического развития пятого года жизниОкончание табл. 7Таблица 8Показатели нервно-психического развития шестого года жизни

 

Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувствительность, которая имеется у плода к концу 9-й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела плода проявляет себя уже на 14-й неделе жизни, к четвертому месяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

 

В периоде новорожденности ребенок большую часть времени спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

 

1) пищевых – сосательного, хоботкового и др.;

 

2) опоры – при поддержке подмышек стоит на всей стопе;

 

3) опоры автоматической ходьбы – переступает;

 

4) рефлекса ползания – отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;

 

5) хватательного – сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

 

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготовку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у грудных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3-й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

 

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ребенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хватательного. Быстро формируются рефлексы со зрительным и слуховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интеллектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам. Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

 

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14–16 ч. Садится сам, ползает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, формируется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает развиваться речь. Ребенок сначала произносит слоги, а затем – и двусложные слова.

 

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

 

На 3-6-м году жизни совершенствуются двигательные умения. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

 

По Керну-Ирасеку производится оценка школьной зрелости.

 

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке – пять пальцев. Он должен уметь срисовать группы точек – семь точек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисовать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца – 1 см, заглавной – 1,5 см. Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл – наилучшая, 5 баллов – наихудшая.

 

В возрасте 4–6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обобщения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечивает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает многочисленные фантазии.

 

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7-10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоциональные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

 

В возрасте 11–12 лет начинается половое созревание, которое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независимым. У него формируется собственное «я».

 

Формирование познавательной функции ребенка оценивается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды:

 

1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться;

 

2) в 4 месяца узнает маму;

 

3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету;

 

4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками;

 

5) в 3 года знает свое полное имя;

 

6) в 4 года умеет считать;

 

7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

 

Существует масса таблиц для определения соответствия возрасту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыками возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии. Если отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три – о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).

Таблица 9

Сроки и параметры психометрии у детей первых 3 лет жизни (под редакцией М. Ф. Резниковой, 2007 г.)

Окончание табл. 9

 

Примечания: Г – грамматика, В – вопросы, О – одевание, К – кормление, Ф – восприятие формы, Цв – восприятие цвета, * – показатель, проверяемый в дошкольных учреждениях (детском саду, доме ребенка, а в некоторых ситуациях – и в семье).

 

Оценка психомоторного развития проводится в установленные сроки: на первом году жизни ребенка – ежемесячно, на втором – 1 раз в квартал, на третьем – 1 раз в полугодие (см. табл. 10).

Таблица 10

Качественная и количественная оценка НПР у детей (К. Л. Печора, 1978 г.)

 

Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока – о резко дисгармоничном развитии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опережение или отставание.

 

Для определения групп развития необходимо:

 

1) знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;

 

2) если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не определится необходимый показатель;

 

3) при задержке развития отыскивать показатель с низким уровнем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

 

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения определяется темп развития.

 

 

источник: Справочник Детские болезни.

  • Другие статьи:
Search baby health All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*


$182.29
End Date: Sunday Aug-11-2019 12:44:26 PDT
Buy It Now for only: $182.29
|
4moms mamaRoo 4 infant seat – Classic Black (New in Retail Box)


$144.99
End Date: Sunday Aug-11-2019 12:33:09 PDT
Buy It Now for only: $144.99
|
4moms mamaRoo 4 infant seat swing GREY (USED in Retail Box)


$21.92
End Date: Wednesday Aug-14-2019 19:51:57 PDT
Buy It Now for only: $21.92
|
Fisher-Price Baby's Bouncer, Geo Meadow


$41.99
End Date: Friday Jul-26-2019 4:51:16 PDT
Buy It Now for only: $41.99
|
Ingenuity Soothe 'n Delight Portable Swing - Cozy Kingdom


$49.06
End Date: Monday Aug-12-2019 21:06:43 PDT
Buy It Now for only: $49.06
|
Graco Pack 'n Play Portable Playard, Aspery


$68.69
End Date: Thursday Aug-15-2019 17:06:12 PDT
Buy It Now for only: $68.69
|
4moms 2000374 - rockaRoo, Compact Baby Swing with Front to Back Gliding Motion


$154.99
End Date: Sunday Aug-11-2019 12:41:04 PDT
Buy It Now for only: $154.99
|
4moms mamaRoo 4 infant seat swing Multi Plush (USED in Retail Box)


$14.00
End Date: Sunday Jul-28-2019 4:46:23 PDT
Buy It Now for only: $14.00
|
Поиск книг «Озон» Педиатрия
2013 Copyright © DetiDoc.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания Детские болезни, детские медицинские центры, развитие детей, педиатрия, физиология ребенка. Качественные товары для малышей и мам, детские товары для новорожденных малышей. Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | Партнёрская программа. Продажа детских товаров. | Скрипты Nevius. | Продвижение детских сайтов. | Хостинг Valuehost.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика